Поиск по материалам:

Вернуться в поиск | События в мире | События в СНГ | События в России

ГлавнаяХроника событийКамертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.


Александр Малькевич: «Нужна перезагрузка информационной отрасли»


Рубрика: Камертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.

Автор публикации: Виктория Соцкова Найти все публикации автора

Опубликовано: 30/05/2018 15:34

Александр Малькевич: «Нужна перезагрузка информационной отрасли»

Информационная отрасль является индикатором качества жизни общества и базовым элементом в сохранении баланса интересов общества, власти и бизнеса. В каком состоянии эта сфера и почему в информационной войне российские СМИ независимо от формы собственности не задают тон? 

Об этом и другом разговор с Александром Малькевичем, членом Общественной палаты России, первым заместителем председателя Комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, руководителем комиссии по информационной политике Центрального совета Российского военно-исторического общества.

– Комиссия по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций работает без малого год. Каковы результаты ее деятельности?

– Состав Общественной палаты был обновлен и в комиссию пришли новые люди, которые начали работу, что называется, с чистого листа и высокого уровня открытости. Оказалось, что   многие имеют свои коммуникационные каналы, которые используют для продвижения идей комиссии. В конце 2017 года был создан Координационный совет по региональным СМИ при ОПРФ. Он собирался три раза, что считаю недостаточным для существующего фронта работы. Будем продолжать практику выездных мероприятий, межрегиональных форумов, дискуссионных площадок.

Для того, чтобы понять, что сейчас главное для СМИ, было проведено анкетирование на сайте ОПРФ, полученные результаты изучили и определили 20 основных проблем, которые нужно решать на законодательном уровне. Не так давно сменился председатель Союза журналистов России и в его руководящей структуре появились новые лица. Это активные люди, мы намерены взаимодействовать с ними.

Сложившая практика взаимодействия с региональными СМИ, на взгляд ряда экспертов, устарела, требует перемен и само понятие региональные СМИ в эпоху интернета. Зачем искусственное разделение по территориальному признаку, если сайт любой газеты можно прочитать из любой точки мира?

– Безусловно, видение развития отрасли из пределов Садового кольца столицы, порой, не отвечает требованиям реальности, а на практике деятельность СМИ демонстрирует массу вопросов, которые из столицы не видно. При этом за каждой проблемой стоят конкретные СМИ и люди, в них работающие, и читательская аудитория.

Второй аспект, который выделен в числе приоритетов работы комиссии – это просветительская работа с НКО по навыкам информирования о своей деятельности с помощью им доступных ресурсов. Нужно научить НКО продвигать информацию о себе в цифровое пространство, взаимодействовать со СМИ с помощью ярких информационных поводов. Повышать образовательный уровень в среде НКО – полезно для развития гражданского общества.

– Какие результаты проведенного анкетирования?

– Мы получили данные для создания основы для систематизации законодательных инициатив для развития отрасли.

–Что вы думаете об информационной войне и роли в ней российских СМИ?

– Информационное противостояние всегда было. У нас есть достаточный профессиональный потенциал, чтобы российские СМИ и журналисты защищали наши информационные «рубежи». Но нет госзаказа для интересов национальной информационной безопасности. Может, расчет был на блогеров и ботов? Но самодеятельность не работает там, где должны действовать профессионалы. И на деле видим, что именно поэтому в информационной войне проигрываем, отстаем. Но это только потому, что на запасном пути (зачастую, без работы) находятся журналисты, а СМИ – невостребованы. Все дело в финансировании. К сожалению, бизнес не заинтересован в поддержке информирования населения. Как, впрочем, и НКО он также не спешит финансировать. Возможно, целесообразно корректировать законодательство о благотворительности для НКО и для финансирования деятельности СМИ. На рекламу сегодня приходится вес меньше рассчитывать из-за кризиса и санкций. Многие СМИ не в состоянии участвовать в тендерах из-за финансовой скудности. Их заказы выигрывают крупные, в основном, столичные коммуникационные агентства и рекламные компании. Просто нереально, чтобы в период развития информационных технологий сама отрасль СМИ находилась в таком загоне. При этом запрос в обществе на объективную и разностороннюю информацию есть. Люди в кризисной ситуации всегда апеллируют к статусу СМИ.

–Готова ли отрасль к цифровым трансформациям? Ваш взгляд – СМИ является услугой или это миссия? То, что общественно-политические СМИ не бизнес – это однозначно.

–По большому счету для развития отрасли не нужно ничего особенного: специалисты есть, уровень квалификации наших журналистов зависит от уровня организации редакционной политики, творчество –  от вдохновения и совести.  Значение информации понимают все. Чтобы поставить на «крыло» любое СМИ в него надо вложить средства. И отдача от взаимодействия общества, власти и бизнеса через такого посредника (ведь медиа - это посредник) обязательно будет. И не надо бояться этого, как это было когда-то: сейчас, ведь нет олигархов, которым СМИ решали их политические задачи. Сейчас нужно, чтобы журналисты имели защищенный рынок труда.

Но нет отраслевого лоббирования, нет своего омбудсмена, нет программ развития, налоговых льгот, т.е. всего того, что применяется в других отраслях. Конечно, в СМИ бизнес не сделать, это место приложения навыков и способ заработка на жизнь. Это, если СМИ создано журналистами. А, если создает СМИ бизнес, то тут надо понимать для каких он это делает целей. И понятно, что главная для него цель – извлечение прибыли. При этом в ход идут разные методы от фейков до примитива, скудности жанров и т.д.

Гранты для устойчивости СМИ, как правило, не решают ничего, более того, они ограничивают палитру творчества, регулируют аудиторию СМИ. Нужна система прозрачная. На сегодня она не выстроена, что приводит к исчезновению профессиональных СМИ, ответственных за достоверную информацию, ведущих планомерную массовую работу с населением в просветительстве, патриотизме, повышении культурного уровня и т.д., вымыванию из профессии дипломированных ответственных специалистов. Жизнь показала, что блогерами профессионалов не заменить, а информационную войну проиграть можно. И рынок труда журналистов также требуется защищать.

Журналистам требуется поддержка и логистика финансирования общественно-политических СМИ. Нужно заниматься отраслью серьезно и планомерно. Тогда мы не будем проигрывать информационные войны.

– Должны быть стандарты в профессии, налоговые льготы, критерии оценки деятельности, ответственность за отказ в информации для СМИ?

– Безусловно. Эти и другие аспекты должны защищать редакторов СМИ еще и от учредителей. Да и показатели работы СМИ не только имеют финансовую сторону, еще и оценку профессиональную. На деле –  рекламные или издания, зарегистрированные в офшоре или с участием иностранцев иди крупного бизнеса могут иметь финансовый результат, при этом не занимаясь всем спектром вопросов, традиционных для медиа.

Российским же социально-общественным СМИ приходится вести серьезную работу с населением, защищать права граждан, вести журналистские расследования и использовать другие жанры, чтобы сохранять национальные  традиции в современном мире, адаптироваться к цифровым особенностям – это  сложная работа, требующая знаний, гражданской позиции, она должна оцениваться по вкладу в общественное сознание, популяризации русского языка (или национального языка региона), стимулировать статьями и интервью с экспертами экономику и науку, указывать на проблемы в регионах и точки для приложения усилий федеральной власти. Это позволит удержать уровень профессиональных СМИ для той миссии, какая им предназначены в обществе – просвещать, информировать и т.д.

– Кто должен оплачивать такую работу, что нужно, чтобы СМИ вернули статус «четвертой власти», ведь и сейчас за справедливостью. Зачастую, люди идут именно в СМИ? Государство держит журналистов на коротком поводке, источников финансирования в условиях санкций и кризиса почти нет. В результате развивается монополизм в сфере подачи информации и СМИ закрываются. И не потому, что неконкурентноспособны, а потому, что нет системы финансирования института массовой информации.

– Это серьезный разговор. Но в мире есть компромиссы и нам нужно взять лучшие практики. По заказу писать безнравственно и вредно для государства. Нужна консолидация отраслевого сообщества, т.к. этой разобщенностью пользуются. Нужно представлять все мнения, вести информационную работу с каждым человеком. Для информационного суверенитета России это важные моменты особенно важный в условиях развития интернет-технологий, когда стираются виртуальные границы. Все вопросы, связанные с проблемами СМИ – это звенья информационной войны. Об этом постоянно говорю в Общественной палате. Мы должны опережать события, действовать консолидировано в ряде патриотических моментов. Но пока наш информационный сегмент в «коматозе», а те ресурсы, что имеются  в ассортименте государства, не справляются, да и почему ограничиваться только ими?

–В инаугурационной речи Владимир Путин подчеркнул, что страна должна готовиться к технологическому прорыву. Как можно сделать это без профессиональных независимых СМИ? Ведь информация это генератор идей и «санитар леса», который выискивает «косяки», чтобы их решали, а не замалчивали, это барьер для культурной деградации и мракобесия.

– Нужно пересматривать сегодня отношение к СМИ. Сейчас другое время и без перемен можно потерять больше и получить неуправляемую информационную интервенцию. Если мы говорим об экономике «4.0», о и сфера СМИ должна ей быть под стать. Нужна перезагрузка отрасли.

- Большое спасибо за разговор. У нашего СМИ, созданного журналистами как место работы, зарегистрированного в Ярославском регионе с федеральной и мировой формой распространения, много предложений в сфере совершенствования информационной отрасли. Мы готовы донести до представителей общественности ряд аспектов, нуждающихся, с нашей профессионально точки зрения, в переменах и конструктивных предложений. И готовы продолжить разговор на эту тему.

Вопросы задавала Виктория Соцкова 

     Российское информационное агентство «Национальный альянс»

      Еще на эту тему: 

     Газета"Ярославская неделя":тенденции в разрезе времени.

    ПМЭФ-2018: традиционная журналистика и информационное неравенство

    Форум «Общество. Культура. СМИ: проблемы и перспективы взаимодействия»

     Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики

     Социальный журналист – профессия или призвание?

  Александр Малькевич: «Средствам массовой информации нужна поддержка со стороны государства»

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".


(c) 2010 - 2018 Российское сетевое издание «Первый национальный», ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).