Поиск по материалам:

Вернуться в поиск | События в мире | События в СНГ | События в России

ГлавнаяХроника событийТуризм. Отели. Пути-дороги. Отдых.


Флотоводец Федор Ушаков и проблемы сохранения памяти в общественном сознании


Рубрика: Туризм. Отели. Пути-дороги. Отдых.

Автор публикации: Виктория Соцкова Найти все публикации автора

Опубликовано: 27/03/2018 15:49

Флотоводец Федор Ушаков и проблемы сохранения памяти в общественном сознании

Много имен, которые вызывают чувство гордости за страну.  Одно из них –флотоводец Федор Федорович Ушаков. Родился он в селе под Рыбинском, а слава перешагнула за пределы России еще при его жизни. В 2001г. он причислен к лику святых как праведный воин.

Безусловно, только дела во благо людей или страны должны быть мерилами достойности для подражания. Сегодня на волне «чар» некоторых медиа, зависимых от владельцев крупного бизнеса, россиян втягивают в поклонение лидерам рейтингов по доходам и цитированию, подменяя смысл сути героизма и не только этого понятия.

Тенденция ведет к размыванию границ добра и зла в политике и бизнесе,что бумерангом бьет по состоянию общественной морали. Рядовое общество в большинстве своем противится этому насаждаемому процессу. Но пока еще многие родители воспитывают ребятишек на примерах достойных людей, которые известны порядочностью и достижениями в науке, культуре или на ратном поле. Есть отважные люди, которые, например, сражаются с терроризмом или рискуют жизнью при мирных обстоятельствах ради других людей, да и просто не обманывают. Почему их имена не на слуху и нет заказа системы на информацию о живущих рядом с нами героях нашего времени? Об этом будет отдельный разговор. 

Сегодня речь о той памяти, которая может исчезнуть под натиском критерия прибыльности, который царит сегодня почти во всех делах государства.

Как сохранить память в общественном сознании в условиях меняющегося технологически мира? Вопрос не праздный и является частью культуры и базовой составляющей нравственности и духовности общества.  Особенно это сегодня актуально, т.к. не озвучивается национальная идея, а образовательный процесс исключает воспитательный.

Попробуем разобраться на примере туристической отрасли. Есть много населенных пунктов, где начинался славный путь выдающихся личностей в большую жизнь. Там заключен большой потенциал, который может вдохнуть новую жизнь в региональный туризм, если обустроить сервис, как требуется для комфорта путешественников. В российской провинции есть особая прелесть истинного лика России, которая привлекает уже куда больше, чем приевшийся глянец  стандартного урбанизма крупных городов. 

Но многие едут отдыхать за пределы России семьями (выбирают комфорт и доступность цен), а дети впитывают символы и ассоциации, которые на лакированной туристической чужбине закрепляются и остаются, как правило, ярким и  позитивными воспоминаниями на всю оставшуюся сознательную жизнь, что лучше там, где нас нет. 

Такой космополитизм  для национального государства – минус, а для человека  – плюс. Как удержаться на золотой середине? Возможно, если перестать заниматься пропагандой, отторгаемой обществом, а поддерживать дружелюбие к России профессиональным информированием, ведь все еще достаточно благодарных людей во всем мире, которые переносят это чувство и на сегодняшний вариант формации нашей страны.

Многие слышали о Керкире в акватории Ионического моря. Известен греческий город богатой историей, благотворным для настроения и здоровья климатом, паломническими жемчужинами. Например, многие россияне специально едут туда, чтобы посетить храм Святителя Спиридона. По сути, это трафик туристических денег в экономику Греции.

Однажды удалось побывать в этих солнечных краях, совместив командировку в Афины в 2015г. и желание увидеть исторические места. Небольшой перелет с материка на остров местной авиалинией не был обременителен. Аэропорт находится в непосредственной близи к городу, такси стоит относительно недорого. Быстро добравшись до скромной гостиницы и получив ключи от номера, было решено, не тратя драгоценное время, отправиться изучать старый город, соединивший созвездие старины и почтения к местам духовной силы вперемежку с сувенирными лавочками, кафешками и ресторанчиками. Чудные морские пейзажи с проплывающими многоэтажными лайнерами и лодочками с белыми парусами, дивная красота природы – яркие цвета зелени и запахи цветов давали энергию, которой хватило, чтобы всего за два дня выполнить намеченную программу посещения фасадной части острова.

В первый же день несказанно повезло – доступ для поклонения мощам святителя Спиридона Тримифунтского был открыт, даже не пришлось стоять в ожидании. Совпало, что проводили службу российские православные священники, они пригласили в импровизированный хор находившихся в храме верующих, чтобы русскоязычная паства (среди них русские, украинцы, белорусы) поддержала песнопением акафист святителю. Голоса впервые собравшихся вместе нескольких человек, объединенные общим процессом, были слышны за пределами храма и даже останавливали проходящих туристов. Это было чрезвычайно волнительно, люди были охвачены особыми чувствами и не только религиозными. Казалось, что они в этот момент гордились еще и российскими священниками, объединившими разнородных любопытствующих туристов и верующих паломников, пришедших в храм со своими мыслями и надеждами в импровизированный хор, сплоченный молитвой.

Потом возникла ситуация, словно, нас не захотел отпускать св. Спиридон: в какие бы стороны от него не уходили, как бы не поворачивали по мощенным улочкам исторического «пятачка» центра города, то снова оказывались перед этим храмом.  Может, хождение по кругу было неспроста и являлось посланием? Кто знает, о чем хотел нас предупредить святой…

Прогулка при ярком солнце, в атмосфере доброжелательности уже действовала как бальзам на душу. Переходили от одного здания к другому и   искали храм Пресвятой Богородицы. Понимали, что он совсем рядом, но тот никак не появлялся, хотя заблудиться в таком месте было сложно – все достопримечательности находилось рядом. Полуденное солнце вытеснило из улочек керкирцев, да и туристов уже нигде не было видно, чтобы выяснить в каком направлении двигаться. Забрели в тихий дворик, затерянный в туристической зоне, увидели роящегося в мусорном контейнере рослого молодого мужчину с бородой, визуально делавшей его старше. Это был соотечественник, возможно, из числа тех, кого называют дауншифтерами, он указал дорогу к храму Пресвятой Богородицы, находившемуся от нас в двух шагах. После его посещения мы чуть задержались на ступеньках, обменивались впечатлениями. Подошел священник, услышавший русскую речь, обратил наше внимание на храм Св. Иоанна Предтечи 1480 года постройки, имеющий непосредственное отношение к Федору Ушакову. 

Священник подчеркнул, что именно этот храм единственный из всех в Керкире поддерживает контакты с Россией, они чтут память о флотоводце. Так мы прикоснулись к эпизоду российской  истории за ее пределами.

Войдя под прохладные каменные своды, помнившие самого адмирала, ощутили гордость и благодарность за сохранность памяти о нем так далеко от России. У окна внутри помещения находилась икона флотоводца, на подоконнике –  на специальной подставке был листок с текстом на русском с описанием истории храма.

 Есть на острове еще памятное место – у стен Нового Форта установлен небольшой барельеф из мрамора и бронзы (скульптор Виктор Айдинов). Надпись на нем на русском и греческом языках гласит: «В честь великого флотоводца Федора Ушакова, политика и дипломата, за его огромный вклад в создание Республики Семи островов» (прим.ред. – Керкира, Паксос, Лефкас, Кефалиния, Итака, Закинф, Катира в Ионическом море, существовала с 1800 до 1807 годах). Место находится в отдалении от туристических «троп» и не каждый сюда доходит. Тем не менее, важно, что он установлен.

В некоторых лавочках рядом с церквами в туристической зоне работали русскоязычные продавцы (из РФ, Белоруссии и Украины), которых было немало и в торговых рядах с сувенирами. Поэтому ориентировать по городу было комфортно, и почти всегда оказывался кто-то рядом, кто знал русский язык. Некоторые керкирцы с явным удовольствием вспоминали, что учили русский в школе, а они или их родственники еще в советское время ездили в туры и в СССР, в основном в Москву и Ленинград, а были и те, кто хвалился, что бывал в городах Золотого кольца. Казалось, что они искренне рады пообщаться и показать знания о России, вспомнить молодые годы.

Среди многообразия местных сувениров был обнаружен простенький магнитик: репродукция с изображением адмирала размером, буквально, как фото на паспорт и приклеенная на деревянный кругляшок диаметром в 5 см. Других на эту тему сувениров замечено не было, но в России даже и таких не сыщешь, в том числе, и на  «малой» Родине  Ушакова. Казалось, что это незначительный фактик, но именно в таких деталях прослеживается тенденция и отсутствие популяризаторства выдающихся героев.

Раньше портреты видных деятелей входили в обязательный «пакет» наглядных пособий в каждой школе, дети запоминали лица и  знали, «кто есть, кто» для отеческой истории. Развитие технологий привнесло в обиход удобные гаджеты, потребляющие наше время по большей части развлечениями, хотя, наверное, можно совмещать приятное с полезным. Со временем наглядные пособия утратились, а гаджеты их значимость для воспитания в этом направлении не заменили.

Когда сражался за Россию Ушаков, то интернета не было, но его дела и подвиги помнят до сих пор и знают в мире. Но могли бы знать о нем (и других достойных личностях российской и советской истории, сегодняшнего дня) и больше, если бы в политике государства была учтена системная работа по просвещению и информированию. И федеральный центр должен думать об этом в первую голову, т.к. денег у регионов на это нет, да и с толковыми управленческими кадрами бывает напряженка. Внедренная в административное управление система конкурсов и тендеров, порой, дает неоднозначный результат. Например, многие ярославцы до сих пор не могут прийти в себя от сочетания «Среднерусская Гардарика», которое  по заказу местных властей напридумали выигравшие тендер петербуржцы, уверенные, что  интуристам такое сочетание по отношению к региону будет восприниматься нативнее. 

Или возьмем ассортимент сувенирной продукции. Можно, конечно,  его объяснить стихийностью спроса потребительского  рынка на ширпотреб, но почему в греческом городе учитывают спрос по теме флотоводца, а у нас – нет? Почему у российских турфирм в экскурсионных продуктах мало предложений, связанных с отечественной славой? Можно, конечно, опять же объяснить особенностями потребительского спроса, но он и не возникнет, если не раздвигать периметр интереса обывателей.  Для этого нужно системно, как говорится, популяризировать и информировать, стимулировать бизнес и координировать все его звенья для достижения результата. Сегодня этого на деле нет, хотя на бумаге много чего «креаторами» для проформы напридумано.

Национальному государству точно необходимо, чтобы у россиян XXI века из общественного сознания не исчезали точки силы – духовной, культурной, научной или исторической, это ведь почва для гордости за страну и ее достижения и у нас, и за пределами. Это сейчас еще и  требование геополитики и  должен быть заказ системы на такую тему, например, для развития туристической отрасли. Необходимо развивать и въездной туризм в регионах, где немало мест (не таких раскрученных как столичные объекты, но открывающих ту Россию, которую еще не видели иностранцы), заслуживающих внимание информационной нетронутостью. Государство в пылу перемен исключило из инструментов управления обществом  идеологию,  и намеренно дистанцировалось от понимания сути патриотизма. Поэтому эта тема остается за «кадром» многих медиа не потому, что они не готовы ее освещать, а из-за отсутствия финансирования со стороны государства и бизнеса именно этой темы. 

Как понимаете, капиталы за границу России вывезли не самые добродетельные люди, поэтому они не становятся опорой для общественных инициатив, полезных именно для нас. Последние внешнеполитические демарши демонстрируют недоработку российских соответствующих ведомств с инициативами россиян и соотечественников.

Если ничего не менять, то  места российской славы начнут стирать из общественного сознания  иностранных граждан,а их политики будут переписывать историю наново. Сейчас наблюдается именно такая тенденция. 

К храму в. Иоанна Предтечи, как мы убедились, укажут дорогу. А кто, например, уберет засохшие цветы у памятника Федору Ушакову, флаг российский поправит, кто отдаст дань уважения и поклонится его подвигам? Кто продемонстрирует, что Россия не оставляет без внимания тему памяти? Этот аспект имеет большое  значение для восприятия государства и его намерений со стороны, влияет на отношение к нам, в том числе, и международной общественности.

Все начинается с необходимости увязывать тысячи экономических нитей с интересами России и ее граждан, с думами о будущности страны и с уровнем профессиональности чиновников, прозрачности их деятельности и ответственности за головотяпство. Пока не наблюдаем связки этих факторов в единую стратегию со стороны федерального правительства. Зато в избытке  международные скандалы и политические демарши вокруг России. За державу обидно и даже уже и  тревожно.

Виктория Соцкова

Фото автора

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему:

Ассоциация «Русская Память» во Франции

Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики

Олег Отрошко,художник из казачьего рода: аллегории и реализм

С чего начинался путь адмирала Федора Ушакова на Ярославской земле

Жемчужина столицы Золотого кольца – гарнизонный храм Архангела Михаила

Инициатива для социального туризма через возврат конфискации

Экспозиция «Советская эпоха» в Рыбинске

Развитие туризма в Тульской области:«Арсенал и щит России»

«Visit Russia» и отечественный туризм: новации и проблемы

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".


(c) 2010 - 2018 Российское сетевое издание «Первый национальный», ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).