Поиск по материалам:

Вернуться в поиск | События в мире | События в СНГ | События в России

ГлавнаяХроника событийКультура Смарт-потребления


Культура СМАРТ-потребления: что это такое?


Рубрика: Культура Смарт-потребления

Автор публикации: Марианна Соколова Найти все публикации автора

Опубликовано: 03/01/2018 13:08

Культура СМАРТ-потребления: что это такое?

На современном этапе развития технологий всем представителям информационного медийного поля от журналистов до PR-специалистов есть от чего схватиться за голову, ведь вопрос, порой, стоит, буквально, гамлетовский  – «Быть или не быть». 

Что сделать, чтобы остаться в профессии и успешно вписаться в тренды? Спешить ли вслед за читателями в социальные сети, мобильные приложения, мессенджеры, на видеоплатформы и прочие новые медиа? Ждать ли обреченно прихода роботов/чат-ботов на смену пресс-секретарю, ньюсмейкеру, PR-специалисту или журналисту? Как выжить в результате массированного вторжения ИТ-гигантов в новостное пространство и производство традиционно журналистского медийного контента? Как работать с видеоконтентом? Что будет с лонгридами (формат подачи журналистских материалов в интернете) и как вдохнуть новую жизнь (что сейчас, практически, означает мультимедиазировать) в эту традиционную форму медийного контента? Насколько успешно используются PR-агентствами диджитал-инструменты в коммуникациях, брендинге и ребрендинге и как измерять эффективность их использования, насколько важными остаются при этом классические медиа с социально необходимым контентом?

В поисках  будущих перспектив лихорадочно пытаются заглянуть также  в душу нового подрастающего поколения. Подразумевается, так называемые, представители поколения Z (родившиеся с 2000 года), непременно знают, что и как нужно делать производителям контента, чтобы их продукция была востребованной и актуальной.

Порой, за всеми этими насущными тревогами по поводу новых каналов коммуникации забывается, что для создания актуального контента всё-таки нужны двое – не только, скажем, журналист (кем бы он не был: человеком, роботом, чат–ботом), но и читатель со своими проблемами и потребностями, тесно связанными с состоянием общества, и каким именно человеком он будет зависит и от того, каким его сделает, в том числе, та же пресса, СМИ и PR-специалисты. 

И помимо задействования всех уже досконально освоенных маркетологами эмоциональных центров, связанных со всевозможными удовольствиями, инстинктами, стимулированием выплесков адреналина, он, этот самый человек-потребитель контента, в век ускоренной технологизации и спектаклизации всех жизненных сфер (в духе известного французского идеолога «Общества Спектакля» Ги Дебора, который сформулировал определение «общество распылённого зрелища»), срочно нуждается в формировании и совсем других навыков – вдумчивого разумного и социально ответственного потребительского поведения. Речь идет именно о социально ответственном и долгосрочном (с акцентом на понимание социальных последствий) потреблении, умении формировать у себя такое поведение. Кто же будет помогать обществу формировать эти навыки? Выполнять такую просветительскую миссию будут средства массовой информации. 

В век смарт-технологий этот процесс уже можно назвать и смарт-потреблением, поведением «умного» потребителя, постоянно обучающегося и чутко реагирующего на новые социальные вызовы. Сомневаться не приходится – перед нами стоит много таких новых вызовов.  Ведь каждый день в самых различных ситуациях мы становимся Потребителями и не только товаров, услуг, но и контента. Именно поэтому речь идет о гораздо более широком понимании такого поведения. 

Мы становимся потребителями, соглашаясь на какую-либо сделку – приобретая товар, лекарство, косметику, статус, образовательную услугу и любую другую, и многое здесь зависит от ваших знаний о том, что стоит за тем или иным сервисом, услугой, товаром, составом лекарственного или косметологического средства, товара. И даже более того – от знаний о «закулисьи» создания продукта, брендинге, ребрендинге, маркетинге и проч. Т.е. от потребительской «умной» культуры, которая в наше время относится не только к смарт-технологиям. И важен здесь очень глубокий разносторонний подход, а не банальное разоблачительство.  Это могут сделать профессиональные СМИ, обращаясь за комментариями или интервью к экспертам, специалистам и т.д.

Вы приобретаете девайс, гаджет, технологию, научную идею -  а что стоит за этим? Что вы прихватываете невольно и незаметно в «нагрузку», как в известной сказке о «горе-злосчастье», и чем расплачиваетесь при этом в будущем в самом широком смысле слова? Отдаете ли вы себе отчет в социальных последствиях вашего выбора?

Вы становитесь потребителем, когда, например, переступаете порог престижного фитнесс-клуба в качестве вип-клиента. Но знаете ли вы, что рядом как бы невидимо находятся те, кто обеспечивает работу, чистоту, полотенца, т.е., фактически, вашу безопасность? А зачастую, условия труда наемных работников оставляют желать лучшего. Чтобы справиться с бесконечными потоками грязного белья, им приходится сбивать время работы стиральной машины, необходимое по технологии, чтобы быстрее постирать полотенца. Выполняются ли при этом правила санитарии? Это мало волнует хозяев клуба, а посетитель об этом никогда не узнает. Казалось бы, при чем здесь вы лично? Вы заплатили деньги, обеспечили зарплату, в том числе, и этим сотрудникам, само существование клуба и даже налоги в бюджет.  И, тем самым, дали согласие на установившийся порядок вещей, который может быть совсем не таким, как вы себе представляете.

Медицина, образование, использование самых различных гаджетов – все это сфера ваших потребительских усилий и, в то же время, зачастую незнания своих прав что приводит к новому типу социальных противоречий. Так, вы начинаете пользоваться Интернетом вещей, но никто не предупредил вас что именно самые простые гаджеты в этой «умной» сети (те же видеокамеры с выходом в Интернет), к которым хозяева легкомысленно делают незамысловатые пароли, являются самым 100-процентным источником информационных угроз. И поскольку производителей эти вопросы волнуют мало, этим неизбежно приходится заниматься посредникам – специалистам по информационной безопасности, журналистам и т.д.

Новые ИТ-технологии - это вообще огромное поле для упущений в потребительской культуре, начиная от небрежного отношения к паролям и до незнания законодательства. Так, где-то высоко над нашими головами летают дроны, а вскоре на дорогах появятся автомобили-беспилотники, но много ли граждан осведомлены о законодательной стороне этой новой для нас ситуации? Индустрия роботов несет новые социальные риски: куда деваться людям, которых заменят роботы, кто будет их переучивать, создавать рабочие места, что делать, если автоматика нанесла ущерб кошельку или здоровью и т.д. Общество постепенно все больше втягивается в эти новые ситуации и взаимодействуют с новыми рисками. 

Реклама дарит нам как потребителям иллюзии, оболочку. Она может быть качественно и с большим вкусом сделанной. А если вдруг по предлагающейся на экране гаджета рекламе или, новостной подборке вы поймете, что для таргетирования были использованы знания о самых интимных ваших душевных движениях, которыми вы поделились с друзьями, в том числе, и на почтовом сервере крупнейшего отечественного поисковика? Вы, наверняка, ощутите странное чувство бесцеремонного вмешательства в вашу жизнь «невидимой руки», использующей ее для своих коммерческих целей. Это что касается частной сферы, а уж если вспомнить, что и на уровне таких важных отношений как кредитование или рекрутинг решение все чаще принимают роботы, «нейронки», мониторящие социальные сети в поисках ваших предпочтений, лайков и проч., которые, возможно, уже ничего общего с вашим  сегодняшним «я» не имеют, тут уж нельзя не оценить немалый спектр новых социальных рисков.

Да, «болевые точки» каждого из нас, большие данные о личностных предпочтениях – предмет постоянной профессиональной охоты и лакомая добыча. Вокруг нас, буквально, толпятся охотники за содержанием наших голов, предпочтений, чтобы совершать «продажи прямо в мозг».  «Коммуникации данных» - такая новая специализация уже появилась в высшем образовании и, так же как бизнесу, основанному на данных, коммуникациям, основанным на данных, принадлежит будущее. 

И, где как ни здесь ниша для социально-ориентированной прессы, огромное поле для постоянной просветительской работы среди граждан по СМАРТ-культуре, которой и должны заниматься социальные журналисты, а, возможно, и другие специалисты по коммуникации? И порядок вещей просто не может измениться без их активного участия в этих процессах, потому что технологии развились быстрее, чем законы о них и понимание их функционала и рисков в обществе. Если журналистам, специалистам по коммуникациям и иже с ними – законодателям, социально-ответственным бизнесменам - удастся завести этот механизм, то лишь тогда у нас появится шанс на серьезные социальные изменения и создание нового баланса интересов государства, бизнеса и общества и цивилизованной СМАРТ-культуры потребления.

Журнал «Служба PR» №6 (2017г) Издательского дома «Панорама»

В рамках информационного партнерства журнала «Служба PR»  Издательского дома «Панорама» и Российского сетевого издания «Первый национальный»

Еще на эту тему:Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики

Противостояние в Молдавии: евроинтеграторы или воля народа.

Ключевой момент работы пресс-службы Республики Крым – противодействие информационным угрозам

Социальный журналист – профессия или призвание?

Digital marketing 2017: танец нейронной сети, любовь к холодильнику и многое другое

Реальность или утопия: смогут ли IT-эксперты диктовать политику вендорам

Рожденный ползать - летать не может? Каким будет беспилотный транспорт будущего.


 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".


(c) 2010 - 2018 Российское сетевое издание «Первый национальный», ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).