Поиск по материалам:

Вернуться в поиск | События в мире | События в СНГ | События в России

ГлавнаяХроника событийНаучно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»


Роботы и общество: на пороге завтрашнего дня.


Рубрика: Научно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»

Автор публикации: Марианна Соколова Найти все публикации автора

Опубликовано: 13/05/2017 16:42

Роботы и общество: на пороге завтрашнего дня.

Наш корреспондент побывал на нескольких важных IT-форумах  и подготовил обзор XXI РИФ-КИБ, Skolkovo Robotics V, БМКФ-2017. На мероприятиях обсуждались актуальные темы: цифровая экономика, диджитал, финтех, медиапотребление, информационная безопасность, контекстная реклама, телемедицина и другие важные IT-направления. Одной из ведущих тем на всех трех форумах стала и робототехника. 

XXI РИФ-КИБ стартовал 19.04.2017 г. в подмосковном пансионате «Лесные дали», где собрались многочисленные представители профессионального ИТ-сообщества, а завершил  свою работу 21.04.2017 г. Участники выступили с докладами и, в свою очередь, выслушали содержательные сообщения коллег.

Международная конференция Skolkovo Robotics V состоялась 21.04.2017г.  в   Технопарке Инновационного Центра Сколково. Большой Медиа-Коммуникационный Форум – БМКФ-2017 открылся 25.04.2017г. в московском Экспоцентре на Красной Пресне,  там выступили и  некоторые  спикеры РИФа. Площадка работала до 27.04.2017 г.

На этих мероприятиях лидеры отрасли, представители бизнеса, специалисты из разных сфер и стран высказались по различным проблемам, возникновение которых неизбежно в свете ближайших перспектив экспансии робототехники в жизнь общества. Грядущие в связи с этим изменения должны ощутимо сказаться на всех сферах человеческой жизни как часть четвертой промышленной революции. Для России же эти процессы, безусловно, будут иметь свою специфику. Именно поэтому так важны экспертные оценки от лидеров отрасли, т.е. тех, кто сам создает это будущее и прекрасно понимает, каким оно будет, и что ждет человечество в ближайшее время.

Искусственный интеллект – перспективное интересное направление, в которое сейчас вкладывается каждая компания. Постоянно реализуются всё новые проекты, связанные с робототехникой. И в этом будущее индустрии. Запущенный инновационный механизм создал ситуацию, когда бизнес-пейзаж быстро меняется усилиями не только лидеров отрасли, но и многочисленных стартапов, которые, устремляясь в наиболее востребованные отрасли, по принципу «плох тот солдат, который не стремится стать генералом», один за другим разрабатывают пилоты по роботизации самых различных отраслях, стремясь радикально автоматизировать самые различные профессии.

Сегодня роботы – это и всевозможные промышленные автоматы, и медицинские системы, и автомобили-беспилотники, разнообразные нейронные сети и чат-боты, человекообразные роботы, экзоскелеты, дроны, роботы, используемые в чрезвычайных ситуациях, боевая робототехника и многое другое. Хотя пока еще их создателям не удалось решить все технические проблемы и нынешние технологии  будут «доводиться» еще, как минимум, лет 10-15. 

Одной из самых перспективных отраслей внедрения роботосистем и в России, и в мире в целом является рынок беспилотных автомобилей, где одновременно действуют и лидирующие отечественные компании, например, «Cognitive technologies», специализирующаяся в области создания «электронного мозга» - интеллектуальной системы автономного вождения C-Pilot – для таких автомобилей, и крупные зарубежные корпорации. Так, например, на российском рынке уже появились инновационные беспилотные автомобили Mersedez-Benz последней серии с элементами искусственного интеллекта.

По словам Ольги Усковой, президента «Cognitive technologies», представившей деятельность компании на всех трёх форумах, корпорация  сейчас является второй в мире в этой области согласно авторитетной экспертизе специалистов  Гарварда и Стэнфорда. После длительного подготовительного исследовательского периода компания приступила к коммерческому периоду реализации своих разработок в области робокаров. Президент компании подробно рассказала об этом на всех трех IT форумах.

Кроме России, компания работает еще в нескольких странах мира, в том числе во Франции и США (Калифорния), где тестирует и лицензирует свои беспилотники в соответствии с принятыми в каждой стране правилами и стандартами вождения. В силу своего лидерского положения на российском рынке «Cognitive technologies» вынуждена заниматься одновременно множеством сопутствующих проблем, рынком в целом. Это  решение юридических вопросов, создание инфраструктуры продаж (например, в этой области сейчас стоит вопрос, кто же будет продавать робомобили: традиционные автолидеры или новые ИТ-гиганты), а также вопросы создания сети субподрядчиков-поставщиков деталей, необходимых для «электронного мозга».  С наибольшим числом трудностей при внедрении своей продукции, т.е. беспилотников, «Cognitive technologies» встретилась в России. Причины связаны с отсутствием организационной инфраструктуры, для создания которой понадобится как минимум несколько лет, а также практически полным отсутствием юридической базы.

В настоящий момент зачастую компании приходится действовать по принципу «никто не разрешил, но никто и не запретил».  Между тем, для испытаний и обкаток беспилотников необходимы полигоны, разрешения на испытания на дорогах, тем более что в нашей стране не приходится рассчитывать в ближайшее время на вариант работы в условиях smart-пути, т.е. полностью размеченной, с установленными датчиками для езды на беспилотниках дороги. Но новейшие разработки компании позволяют ей претендовать на освоение ниши езды по российским дорогам, не славящимся своим качеством. 

Между тем, появление смешанных транспортных потоков – автвомобилей. пилотируемых водителями, и беспилотников – на дорогах мира планируется уже к 2021 году. Однако жесткое правило для водителей «не снимать руки с руля», которого сейчас придерживаются все серьезные производители, будет действовать до полной роботизации, т.е. до 2023г., пока же можно говорить лишь об автомобиле с функциями искусственного интеллекта. 

И, если не предпринять сейчас серьезных усилий, которые изменили бы ситуацию, то отставание России в этой области может стать катастрофическим, в то время, как весь мир уходит в производстве к роботам, подчеркнула Ольга Ускова, выступая на БМКФ. Пока компании не удалось добиться рассмотрения соответствующих вопросов в транспортном комитете Думы, хотя два года назад в рамках Агентства стратегических инициатив и Национальной  технологической  инициативы был создан АвтоНет, объединивший пул авторитетных экспертов. Именно такие усилия должны дать возможность сформировать широкий межведомственный межотраслевой подход к решению задачи.

Но, кроме организационных и технических трудностей, не менее остро при внедрении робокаров стоят и юридические и этические вопросы, например, кто именно будет нести ответственность за вред, нанесенный человеку в результате действий робота. Т.е. кто конкретно будет отвечать в случае аварии? 

Вообще соответствующей законодательной базы, регламентации и даже единообразной профессиональной юридической терминологии в настоящий момент не существует во всем мире, как неоднократно отмечалось на дискуссиях форумов. Несмотря на то, что роботы становятся участниками и фактически субъектами многих жизненных процессов, пока еще на различные вопросы по поводу правосубъектности роботов ответить что-либо однозначно очень сложно. Сейчас только набирается прецедентно-юридическая практика, как, например, в США в связи с перевозками Huber и Google. Каждый случай рассматривается конкретно и, по оценке Ольги Усковой, набор решений будет продолжаться еще лет пять-шесть. В качестве потенциальных ответчиков могут выступать собственники автомобиля или сервиса, разработчики технологии, hardware (прим.ред.-язык описания аппаратных средств), поставщики, страховая компания. 

В критической ситуации на дороге человек принимает решение спонтанно, хотя это решение и обусловлено всем его предыдущим воспитанием и жизнью в целом. Робот же может сделать выбор в такой ситуации, только если в систему уже заложено четкое решение, какой вариант выбрать. То есть в критической аварийной ситуации выбор решения – например, кого давить, кому нанести вред – водителю, пассажиру и проч. предрешен тем, что заложено в программу робокара. Причем, разные производители могут заложить и различные системы ценностей, в немалой степени связанные, например, с приоритетами страны-производителя. Пока такого рода решения принимаются на корпоративном уровне и без участия государства и их волен принимать каждый производитель. Так, в автомобилях Mersedez производящей их корпорацией в качестве приоритетной ценности заложена безопасность водителя, что определяется финансовыми интересами. Ведь именно водитель платит деньги корпорации. 

Таким образом, налицо конфликт интересов между бизнесом, корпорациями и обществом.

И юристы, и представители IT-бизнеса предупреждают, что до 2021 года, когда будут функционировать смешанные транспортные потоки, должны быть регламентированы все социальные, эмоциональные и этические вопросы. Необходим новый социальный регламент, договор в этой области, иначе общество ожидает сложный период, чреватый социальной напряженностью и взрывами. Однако в ответ  звучат голоса, говорящие, что вряд ли возможно заранее прописать пятилетний план инкорпорации роботов в общество и законодательство. Ситуация будет развиваться спонтанно и действовать, во-многом, придется вдогонку, а не на опережение, как об этом говорилось на дискуссионной панели «Роботы и общество» на конференции в Сколково.

С определенной  остротой в ближайшем будущем должны встать и социально-экономические проблемы, связанные с внедрением робототехники во всех областях, что влечет за собой сокращения среди представителей ряда профессий. Особенно большие последствия это будет иметь для беловоротничковых профессий, управленцев, брокеров, банковских работников, бухгалтеров, биржевых аналитиков, сотрудников колл-центров, водителей большегрузных машин и т.д. К примеру, та же «Cognitive Technologies» уже договорилась с «Камазом» о создании беспилотного грузовика к 2025 г. А с точки зрения бизнеса, государство и сейчас занимается благотворительностью, на что идут налоги, уплачиваемые бизнесом, по отношению, например, к бухгалтерам, за которых их работу легко могут выполнить нейронные сети, о чём было сказано на той же панельной дискуссии «Роботы и общество». Серьезно затронет использование роботов (нейронных сетей и т. п. ), например, журналистику. 

В силу того, что сокращениям подвергнутся прежде всего представители легко алгоритмизируемых профессий, как подчеркнула на дискуссии в Сколково политолог Екатерина Шульман, доцент кафедры государственного управления Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ, в немалой степени они коснутся и чиновников, представителей гослужбы. Ведь в силу всё большей автоматизации госуправления происходит постепенное растворение государства в сервисе, и в то же время его повсеместное проникновение в жизнь граждан.

Возможны, и серьезные изменения в юридической сфере, где во всяком случае консультации будут автоматизированы, а также  стоит вопрос об автоматизации вынесения судебных решений.

Высказывались и более радикальные прогнозы. На том же РИФе на секции «Роботы  и ИИ: какое будущее нас ждет и как к нему подготовиться?» Альберт Ефимов (инновационный центр Сколково) сделал прогноз, что средний класс в будущем будет всё больше «вымываться». Останутся лишь «серые лошадки», которые будут получать все меньше, и superstar, суперпрофессионалы: суперпрограммисты и проч.

Фактически, речь идет о том, что работу, статус, жизненное положение и психологическую уверенность в завтрашнем дне   потеряет много  людей и стоит вопрос о том, как это новое явление впишется не только в мировую, но и национальные экономики, каждая из которых имеет свою специфику и возможности. Увольнения неизбежно повлекут за собой и вопрос о переструктурировании сферы занятости и, разумеется, изменениях в системе образования. Должны быть разработаны программы профессиональной переквалификации и психологической адаптации, модернизации смежных областей. Ведь для того, чтобы грядущие изменения были самортизированы, все необходимые поправки и цепочки изменений должны быть подсчитаны и заложены в соответствующие государственные программы уже сейчас. 

Неизбежно изменения коснутся и науки, особенно её гуманитарной сферы. Так, например, правительство Японии  приняло законопроект о прекращении финансирования гуманитарных программ и факультетов. Вместо этого теперь будут финансироваться междисциплинарные исследовательские группы занимающиеся на основе анализа Больших данных поисками ответов на вызовы, стоящие перед обществом.  Об этом говорилось на секции «Роботы и общество» в Сколково.

В качестве противовеса социальным и экономическим издержкам, связанным с роботизацией, обычно приводятся доводы о возникновение новых перспективных рынков (например, рынок юридических услуг, страхования для беспилотных автомобилей, так, в частности, Ольгой Усковой была приведена цифра 82 млрд долл. США – именно в такую сумму оценивается в США новые сервисные рынки, которые возникнут в ближайшие 5 лет). Говорится и о возникновении новых профессий, например, связанных с обслуживанием роботосистем, например, работа с нейронными сетями. Сюда же относятся и такие профессии как специалист по нейроимплантации, мастер по обслуживанию «умных домов», дизайнер виртуальной реальности, дистанционный преподаватель, наномедик. Те же, кто потерял работу, смогут посвятить себя более творческим профессиям или переквалифицироваться, передоверив рутинный труд роботам. Как подчеркнула президент «Cognitive Technologies», в ближайшие несколько десятилетий необходимой частью образа жизни станет постоянное обучение и переобучение. Ведь именно сейчас открыто то самое «окно возможностей», которое предопределит очень много в технологическом развитии на ближайшие 50 лет.

И, наконец, в качестве важного довода выступает введение так называемого обязательного гражданского подушевого дохода, который призван компенсировать вынужденную потерю работы тем, кто её лишится. Однако особенности и контуры новой социально-политической системы, вырисовывающейся на горизонте («государство и его пансионеры», как назвала это Елена Шульман) пока совершенно непонятны, так же, как и то, как будут голосовать избиратели в этих условиях. 

И, если общность грядущих проблем для всех стран является очевидной, то опыт каждой страны по отношению к внедрению робототехники различен. В Японии, как заметила президент «Сognitive technologies», создано дружественное отношение к роботам, которые стали частью социальной экосистемы, и это относится не только к промышленным или, например, медицинским роботам. Роботы вошли также в быт, это и сфера развлечений, и сексиндустрия, и роботы, заменяющие домашних любимцев и проч. В Китае же, где внедрение роботизации привело к резкому росту динамики промышленного производства, это в то же время повлекло за собой массовые сокращения на предприятиях и, как следствие, волну самоубийств среди сокращенных работников этих предприятий.  Окна зданий этих успешных предприятий закрыты металлическими сетками, которые не дают уволенным работникам выпрыгнуть из окна на работе.

Что же касается России, то  в качестве курьезного примера отношения общества к внедрению робототехнологий можно привести ситуацию со строительством в инновационном центре Сколково полигона для беспилотников, о которой рассказали участники панели «Роботы и право», когда организаторы, пытаясь пробить разрешение через бюрократические «тернии», получали в ответ: «да, конечно, беспилотный транспорт – это хорошо, только вы обязательно заведите журнал пилотов, где должен расписываться каждый, кто входит на полигон, и вообще на поле во время испытаний никого не должно быть». В то же время внедрение, например, робота-хирурга «da Vinchi» в российских клиниках сопровождается серьезными положительными отзывами авторитетных медиков, как рассказал об этом в своем выступлении на секции «Искусственный интеллект и робототехника: степень развития и сдерживающие факторы» Станислав Алексеев (МПА «Медицинские партнеры»). В то же время пока еще количество операций, сделанных с использованием этого робота в России, невелико по сравнению с общим количеством таких операций в мире. 

Как отметил на РИФ Альберт Ефимов, руководитель робототехнического центра Сколково, в своем докладе «Есть ли будущее у роботов в России?», в последнее время в прессе звучат голоса, говорящие о рекорде по антироботизации в России. В самом деле показатель плотности роботизации в области промышленных роботов в России составляет 2 робота на 10 тыс. человек по сравнению с цифрой 150 шт. в Японии и 180 шт. – в Южной Корее на такое же количество человек, причем 30 % технических роботов в мире поставляет Китай. Между тем, прогнозируется, что рынок робототехники достигнет 135 млрд. долл. США в 2019г., а технологии создания искусственного интеллекта, передовой робототехники, автономных транспортных средств и машинного обучения признаются одним из основных влиятельных факторов на следующие 10-15 лет. 

В этой перспективе Россия также должна стремится стать полноправным участников этого рынка, для чего необходима концентрация усилий на ряде ключевых для этой области направлений, в том числе,  и принятие специальных законодательных инициатив. Последнее особенно важно в виду исполнения поручения Президента РФ о разработке и подготовке до 1 июня 2017г. программы перехода к цифровой экономике в России. В связи с этим Никита Куликов, исполнительный директор HEADS Consulting, организатора дискуссионной панели «Искусственный интеллект и Робототехника: степень развития и сдерживающие факторы» на БМФК-2017, рассказал о проекте #ПравоРоботов и о консультации в его рамках с профильным Комитетом Государственной Думы ФС РФ по вопросам разработки первого в России КиберКодекса, а также о формате взаимодействия с рабочей группой Экономического совета при Президенте РФ по направлению «Цифровая экономика».

Марианна Соколова

Фото автора и из архива редакции

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему:

 VIII Международный Форум безопасного интернета-2017. Послесловие.

Мировое соглашение Google и ФАС России

Цифровая трансформация отечественного бизнеса 2017: тренды и кейсы.

X Международный Форум по кибербезопасности: на пути к новым темам

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи в рубрике «Ситуация» и со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".


(c) 2010 - 2017 Российское сетевое издание «Первый национальный», ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).