Поиск по материалам:

Вернуться в поиск | События в мире | События в СНГ | События в России

ГлавнаяХроника событийКультура Смарт-потребления


Рожденный ползать - летать не может? Каким будет беспилотный транспорт будущего.


Рубрика: Культура Смарт-потребления

Автор публикации: Марианна Соколова Найти все публикации автора

Опубликовано: 09/07/2017 18:49

Рожденный ползать - летать не может? Каким будет беспилотный транспорт будущего.

Наилучший способ узнать, какие беспилотные транспортные автороботы появятся на наших улицах, это взглянуть на проекты выпускников специализированных вузовских кафедр по промдизайну. Ведь в своих инновационных дипломных проектах они предлагают тот новый облик технологий беспилотного роботизированного передвижения, который мы увидим на дорогах в ближайшее время. 

Большая же часть этих дипломных проектов сейчас посвящена моделям беспилотного каршеринга и беспилотных грузовых платформ. Впрочем, такие же проекты разрабатываются сейчас и профессионалами из крупных дизайнерских компаний. Именно об этом шла речь на круглом столе, состоявшемся 29.07.2017г. в сколковском Технопарке, посвященном транспорту будущего в рамках события «Дни промдизайна».

Использование робототехнологий не только изменит внешний вид и набор функций автомобиля, но и существенно затронет социальные привычки передвижения людей. Сегодня усилия как традиционных автомобильных брендов, так и транснациональных IT-компаний, таких как Google, Apple, тестирующих первые модели беспилотников, направлены на поиски инновационных идей для создания новых транспортных средств.

Как подчеркнул один из участников круглого стола Илья Шкабара (факультет гос. управления МГУ), современная экономическая ситуация диктует невыгодность приобретения автомобиля в личную собственность и переход от психологии покупки технических решений (мощности мотора, например) к так называемой «новой мобильности». Слишком дорогими сейчас стали НИОКР, необходимые для постоянного технического усовершенствования новых моделей. 

Именно поэтому становится выгоднее покупать не автомобиль, а время его использования, повременное передвижение, т.е. брать автомобиль в аренду, лизинг. В 2016 году уже 12 мировых автомобильных брендов сдавали автомобили в аренду. А в 2011 таких производителей еще не было вообще. О том же говорит и уменьшение количества людей, стремящихся получить права на вождение автомобиля. Место прежнего отношения к автомобилю как к любимой технической игрушке теперь все больше занимают различные электронные, в том числе и мобильные гаджеты. Они же вытесняют людей и из-за руля. Мобильные приложения, которые делают нашу жизнь легче, способствуют распространению каршеринга, еще более отваживая от приобретения автомобиля в личную собственность.

Такой стиль использования автомобилем с 2014 года принято называть «новой мобильностью». Покупателей теперь привлекает прежде всего не техническое решение, а usability, т.е. удобство использования, новые материалы (гипоаллергенные и антибактериальные) и приложения, получение эмоций от оформления, дизайна транспортного средства, и они согласны платить прежде всего за это. Поэтому эксперты прогнозируют разделение автотранспорта на две ветви: элитарные, очень дорогие личные автомобили и обычный транспорт массового сегмента с утилитарным  дизайном и для повседневного пользования. Собравшиеся эксперты на круглом столе высказали свое видение – как  скажутся эти тренды на внешнем виде новых беспилотников, их функциях, способах использования.

Какой же транспорт может вскоре появится на наших улицах? То, что роботоавтомобилю в будущем не нужны ни руль, ни педали, ни ряд других необходимых при пилотируемом режиме автомобиля деталей понятно уже и сейчас.  Использование электротяги или других типов двигателей, для которых не нужен мотор, приведет к изменению формы кузова. А то, что смарт-функции по управлению автомобилем будут переданы «электронному мозгу» и доступны контролю человека посредством дисплеев, touch-панелей, пульта и проч. повлияет также на форму и планировку салона. Ведь теперь людям в таких автомобилях нет необходимости занимать строго определенное положение, лицом к дороге и проч.

Человек, присутствующий в автомобиле, может заниматься любым делом, сиденья могут располагаться лицом друг к другу, а выходить возможно через одну дверь, расположенную в середине салона. И для размещения и интеграции в кузове панелей, дисплеев, сенсоров, радаров, расположенных снаружи в нынешних тестовых автомобилях, должны быть предложены профессиональные и красивые дизайнерские решения. Или, например, автопоезда Mercedes могут двигаться «цугом», в линейку, когда друг за другом двигаются десяток машин, что также должно иметь свое дизайнерское решение

Одной из основных особенностей городского транспорта будущего также будет многомодульность.

Таким образом, тренд «роботизация плюс каршеринг» в итоге может породить различные модели транспортных средств. Горизонтальным «лифтом» по доставке пассажиров назвал общественный транспорт будущего дизайнер Антон Кужильный и сравнил его с сетью беспилотных каршеринговых многомодульных капсул для перемещения из одной точки в другу. Традиционный же автомобиль канет в прошлое. Хотя, как заметил дизайнер, пока еще существует лишь набор различных компонентов, решений, предлагаемых на рынок различными компаниями. 

Проект транспорта будущего представил собравшимся Коррадо Беккьё (Corrado Becchio), бизнес-лидер крупной итальянской дизайнерской компании Giugiaro Design (Italdesign Giugiaro). Новый проект этой компании – электрокапсула сборочного типа, которая  обладает высокими характеристиками надежности. Многофункциональная модульная транспортная конструкция-платформа может двигаться по дороге, а потом, присоединив специальный дополнительный модуль, превращающий её в квадрокоптер, взлететь и продолжить путешествие уже по воздуху по-прежнему в беспилотном режиме. Волей-неволей, такие проекты заставляют подумать, что знаменитая фраза классика отечественной литературы о том, что рожденный ползать, летать не может – по всей видимости уже опровергнута историей развития техники.

О новой интеллектуальной транспортной концепции отечественного автогиганта рассказал представитель «Камаз» Александр Вавилов. Профилем компании является выпуск грузовых автомобилей и общественного транспорта, например, автобусов.    По его словам, концепция транспорта будущего этой компании предполагает уход от автобусов большой вместимости. Общественные беспилотники или шаттлы будут представлять собой нечто среднее между личным автомобилем, такси, пассажирским транспортом. Такой смарт-шаттл самостоятельно будет приезжать на вызов, прокладывать маршрут, доставлять пассажира.

Проект транспортного средства будущего такого же типа представил на круглом столе и Антон Кужильный. Это «Матрешка» –  небольшой шаттл, модульный беспилотный коммерческий транспорт, в основе которого лежит единая базовая платформа.

Такая беспилотная платформа состоит из трёх модулей, один из которых является быстрозаменяемым. Им может быть пассажирская капсула на восемь мест, грузовой фургон, открытая платформа или коммунальная установка. Вследствие законодательных ограничений «Матрешка» пока ориентирована только на закрытые пространства.

Представитель «Камаз» также подчеркнул, что разработка технических решений проблемы информационной безопасности, защиты от взлома и перехвата управления является одной из приоритетных задач компании вследствие размеров производимой продукции – большегрузных машин, что приобретает особую важность в виду участившегося за последнее время использования транспортных средств в экстремистских целях.

Зашел разговор на круглом столе и о так называемом «транспорте последней мили»: скутерах, электрических велосипедах и даже самокатах.  Всё это также представляет интерес для дизайнеров и должно проектироваться как часть инфраструктуры в целом.

Возникают и совсем новые проблемы, связанные с использованием беспилотников, которые раньше было трудно даже предугадать.Например, в Голландии, где их использование получило  широкое распространение, из-за того, что беспилотные автомобили ездят слишком ровно и аккуратно, на покрытиях дорог быстро появляется колейность и заплаты на асфальте. Происходит это из-за того, что современная инфраструктура не готова к особенностям передвижения беспилотников. На тех остановках, где они часто останавливаются, пришлось положить на дорогу дополнительные металлические пластины, чтобы не стирать асфальт. В то же время опыт использования беспилотной автотехники демонстрирует её плохую работу на грязных дорогах.

Эксперты уже и сейчас предсказывают проблематичность коллективных форм использования беспилотного каршеринга. Например, как сказал Коррадо  Беккьё, в Китае сейчас самым распространенным видом транспорта являются электрические велосипеды, которые хозяева достаточно спокойно оставляют в самых разных местах. В Италии же, например, такой культуры нет, принята более индивидуалистическая модель поведения и другое отношение к собственности. Да и в том же Китае, несмотря на то, что из-за таможенных тарифов цены на престижные марки автомобили западного производства непомерно высоки, обладание личным автомобилем настолько возвышает его владельца в глазах окружающих, в социальной табели о рангах, что ожидать массового отказа от психологии обладания личным автомобилем, вряд ли стоит. И если в том, что касается развитых индустриальных стран Запада, в будущем такого подхода к транспорту и новой мобильности сомневаться не приходится, то, например, в Китае такой подход идет в разрез с идеалами и мечтами большинства населения.

Марианна Соколова

Фото из архива редакции

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему: «Игры разума» гиков на фестивале Geek Picnic

Реклама в сетях: бренды ищут новые пути.

Роботы и общество: на пороге завтрашнего дня.

Цифровая трансформация отечественного бизнеса 2017: тренды и кейсы.

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи в рубрике «Ситуация» и со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".


(c) 2010 - 2017 Российское сетевое издание «Первый национальный», ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).