Поиск по материалам:

Вернуться в поиск | События в мире | События в СНГ | События в России

ГлавнаяХроника событийКамертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.


Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики


Рубрика: Камертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.

Автор публикации: Светлана Клепикова Найти все публикации автора

Опубликовано: 28/02/2018 16:33

Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики

Легко ли сегодня работать в информационном поле? Об этом и другом интервью с журналистом Викторией Соцковой в журнале «Служба PR». 

– Виктория, вы не новичок на рынке СМИ. В последние годы этот рынок претерпевает изменения и не всегда в лучшую сторону. Как оцениваете российский рынок СМИ и современную журналистику?

– В российской медиа-сфере часть СМИ принадлежит представителям бизнеса, где основной целью является извлечение прибыли, а другой частью владеют властные структуры, их цель – информировать население о своей деятельности, но через призму своего понимания. И очень мало СМИ создано журналистскими коллективами. Многие мои коллеги давно уже задумались, как вписаться в эти форматы и не потерять смысл независимости суждений.  Кроме того, в 2008 году контроль за деятельностью средств массовой коммуникации был переведен из министерства культуры в министерство связи.  Де-юре журналистов вписали в ранг коммуникаторов, но де-факто большинство так и остались душой в области культуры.

Для основополагающих аспектов демократии и ситуационного благополучия общества такая ситуация –    тупик для профессионального развития и для медиа–отрасли в первую очередь. При этом не до конца проработан вопрос, как осуществлять деятельность СМИ и при этом сохранить независимость и объективность информации, ведь медиа, по своей сути, не являются бизнесом в полном понимании этого слова.

Согласитесь, что неправильно создавать статьи по заказу на общественные темы или сводить их к «желтизне». Проблемы общества   –  не шоу и  на них капитал не сделать. Кроме того, распространение массовой информации – это, в какой-то мере, идеологическое оружие. И это хорошо понимают те, кто ведет против России информационную войну. 

К чему пришли сегодня? На мой взгляд, по-настоящему независимой прессы у нас нет. Получается, что есть некий страх перед усилением «четвертой власти», как у бизнеса (который давно нуждается в том, чтобы ему регулярно напоминали о социальной ответственности перед людьми на территории их влияния), так и у власти, которой не хочется, что бы ей указывали на ее «бревна» в глазах? В результате нарушился «обмен веществ в обществе», т.е. нет баланса интересов и от этого теряет Россия очень многое.

И возникает большой вопрос, а понимают ли у нас, что нельзя выбивать из основ общества такой важный столп как профессиональные независимые СМИ? Обратите внимание – чуть что-то не так, то сразу говорят, мол, посмотрите, что пишут СМИ или что они показывают?  А на какой результат можно рассчитываете, когда ставится, буквально, на грань выживание отрасль? При этом все также важно распространять информацию объективную и беспристрастную, т.е. сделанную по канонам профессии. 

Считаю, что современная журналистика в большом кризисе. И это очевидно. Вспомним встречу Президента с представителями крупных медиа, буквально, накануне профессионального праздника работников периодической печати, где Сергей Агафонов, редактор журнала «Огонёк», принадлежащего ныне ИД «КоммерсантЪ» (контролирует Алишер Усманов) назвал водку национальной гордостью и частью нашей культуры! Как российские центральные СМИ дошли до такой точки, что на встрече с Президентом России предлагают разрешить рекламу вина, а не заняться развитием отрасли, например, предоставить налоговые льготы, компенсировать часть затрат на покупку компьютеров или компьютерных программ, или аренды помещения и т.п., т.е. так, как это работает в других отраслях.

Нам навязывают, похоже, американскую модель рынка медиа, когда деньги ставятся превыше всего. Но есть и другие форматы, учитывающие особенную составляющую этой среды, можно и собственную модель создать, если захотеть действительного развития отечества, а не имитации процесса. 

По роду деятельности общаюсь с представителями разных сфер деятельности. Многие говорят, что не хватает объективной информации. Так, представители рыбной сферы сетуют на то, что власть их не слышит, педагоги недовольны ситуацией в образовании, врачи – в медицине и т.д. Всем нужна достоверная информация. А у нас рассуждения, зачастую, о проблемах и путях их решений выведены в зрелищный и денежный формат ток-шоу. И именно такие проекты и СМИ получают финансирование со стороны бизнеса.

В интервью журналу «Paris Match» Ален Делон, обласканный судьбой легендарный французский актер, сказал, что он разочарован, т.к. вокруг все подделка и важны только деньги. Разве СМИ должны становиться на сторону такого зла? Разве не наша святая обязанность - создать людям атмосферу позитива и мотивации, справедливости и добра, чтобы облегчать каждому жизненный путь – кому правильным советом (трансформации экономики приводят к социальным изменениям, как при этом  жить, реализоваться никто толком не знает), кому в назидание очерком о судьбе достойного человека, кого-то вдохновлять на подвиг или  спортивные достижения, или научные открытия, т.е. направлять энергию личности в созидательное русло в национальных интересах и т.д. 

Национальные медиа должны вносить свой вклад в развитие честной конкуренции, вычищает наш рынок от дикости, просвещать граждан и представителей бизнеса, в создание условий для сохранение независимости отечества. Нужно говорить о героях сегодняшнего дня потому, что человеку для ощущения счастья нужны не только семья, дом, зарплата, но еще и признание его работы как нужной людям, осознания, что каждый из нас – важен для страны и полезен обществу. Если раньше звучало: «Человек – это   звучит гордо!», то сегодня, к примеру, как-то был рекламный слоган (кстати, после возмущений общественности он был перефразирован): «Газпром – достояние России». Чувствуете разницу? Мне кажется, что сегодня Россия подошла к той опасной черте, когда нужно акценты расставлять другие.

Признание важности реализации личности - это часть счастливой жизни.  Вот, убрали  из системы образования воспитание и во что превращаются школы, как трансформируется поведение детей? Убрали национальную идею у граждан страны и некоторые медиа ( а СМИ  часть культуры общества)  превратились в информационный рынок развлечения и чернухи.

- Вы в 2014 г. попытались изменить ситуацию и создать независимое профессиональное СМИ. С чем пришлось столкнуться, какие препятствия пришлось преодолеть?

- В период создания Российского сетевого издания «Первый национальный» экономическая ситуация в стране была иной. Со временем наши планы претерпели трансформацию. В условиях, когда возник диктат поисковых систем и «схлопнулся» рекламный рынок, съежились возможности получения грантов, то оказалось, что очень непросто оставаться самостоятельным изданием.

Мы создали все сами с нуля – от идеи верстки, логотипа, концепции. Шаг за шагом (как на минном поле) шли в просторы интернета и придерживались собственных профессиональных правил. Первые трудности, с которыми пришлось столкнуться - это поиск финансов. С этим сталкиваются все, но мы прочувствовали этот аспект особенно остро. Другой момент – отсутствие нужных специалистов в компьютерной сфере, ну и поисковые системы, которые во главу угла ставят скорость и новости, ощущают себя хозяевами информационных потоков и влияют на информационную картину дня и, тем самым, на массовое, как бы помягче сказать, настроение. А статьи, аналитика и подробное освещение событий, похоже, остаются за бортом  интересов роботизированных технологий, кроме того, они под свой формат пытаются выстроить функционал СМИ, диктуют условия.Это ведет, например, к тому, что образный и великий  русский язык вытесняется лапидарными сочетаниями, которые вписываются в алгоритмы поисковиков. И это навязывает картину восприятия русскоязычного сегмента в безграничных просторах международного интернета. Мы идем своим путем - если пишем о событии, то стараемся рассказать подробно, выдать комментарий специалиста, даем слово эксперту. Наша задача -  чтобы больше профессионалов имели  возможность высказывать мнения, идти на опережение событий и предупреждать общество о последствиях от действий государства или бизнеса. Нам дороги национальные интересы.

- В чем особенности издания?

- В том, что мы действительно пишем то, что сами считаем нужным. Сейчас ищем инвестора в развитие международного направления, ведь Россия не должна быть в изоляции и к российским медиа должно вернуться доверие иностранных граждан. Нужно формировать русскоязычный интернет профессиональными СМИ и журналистами. На запасном пути пока международный проект – RUMOON.COM, ищет спонсора детский проект «На подсолнухе», международный проект для инвесторов в Англии, ОАЭ, Китае, Индии, Швейцарии. Развивается, по мере возможностей, рубрика «Интеллектуальный капитал», ждет своего часа медицинское информационное агентство, также нужна поддержка спецпроектам «СМАРТ-культура» и «Закрома Родины». Многое еще предстоит сделать, готовим новый дизайн сайта. Тормозит развитие недостаток средств. Сейчас во многих направлениях отечественного развития такая же проблема.

Мы привнесли в самый современные формат медиа – традиции журналистики и развиваем партнерские взаимоотношения, в том числе, с журналом «Служба PR», т.к. считаем, что специалисты из этой важной области должны быть в курсе тенденций  в разных медиа, в том числе, и таком как наше – созданное журналистами для всего мира. Интернет сегодня единственное безграничное пространство, оно может быть дружественным и не очень, и в нем мы стоим на информационных рубежах России, сохраняя индивидуальность российского СМИ.

Кто ваши учредители? Спонсоры?

- Учредители – я, журналист, и специалист в IT-сфере. Каждый привнес часть своих профессиональных знаний в этот проект и расширил свои горизонты. Спонсоров нет, хотя в российских условиях развития медиа-рынка, как говорится, каждому Марксу нужен свой Энгельс. У нас много поступательных планов, реализация которых требует инвестиций и мы открыты к диалогу с единомышленниками: нам помогают журналисты, сознающие свою миссию, информационные волонтеры, авторы, эксперты, правозащитники. Это наши благотворители и они отдают  самое дорогое, что есть  –  свое время и понимают необходимость сохранения  института СМИ, созданное коллективом журналистов как место приложения трудов и творческих талантов. 

- Как вы считаете, возможно ли в России без поддержки бизнеса или власти стать СМИ №1? 

 При отсутствии справедливой и контролируемой системы финансирования такого важного института – массовой информации очень сложно. Но, думаю, что из принципа – можно. Кроме того, возможно, что придет время и СМИ можно будет создать людям только с профессиональным профильным образованием и опытом работы. Наверное, такой подход будет самым грамотным и важным, с точки зрения, культурного здоровья нации.

 Знаете вы такие издания, интернет-порталы, СМИ, сумевшие самостоятельно удержатся на этом непростом рынке?

 Сейчас СМИ удерживаются благодаря связям, в основном, в политическом мире или финансированию, поступающему из среды монополистов или из иностранных источников. В интернет-среде можно удержаться на плаву, если следовать ее законам, т.е. внедрять в свое поле рекламу, которая в основном исходит из поисковым систем, принадлежащих иностранцам. Коммерческие сервисы на плаву, поисковые системы – тоже, а вот СМИ – сложный вопрос.

- Как вы считаете, как сказываются на традиционной журналистике соцсети и новые интернет направления? 

- Соцсети занимают свою нишу коммуникаций, в какой-то степени, это «окно» для выброса энергии социума, который в мире, где царит эксплуатация, испытывает сильное давление, и это способ манипуляций общественным мнением, который используют власть или бизнес. Сравнивать СМИ и соцсети  это тоже самое, что сравнивать газеты и объявления на столбе. У каждого направления коммуникации (соцсети), информирования и просветительства (СМИ) -  свое предназначение для гармоничного развития общества. Но почему-то делается все, чтобы размыть профессию журналиста и подменить профессионалов пера на блогеров. Мир информации многолик, журналист идет к читателю с открытым забралом, а блогер, зачастую, в «маске» и цели его информации – одному ему известны. 

Придет время, и оно уже не за горами, когда маскарад закончится. Когда-то был дефицит информации, сейчас море возможностей для ее распространения, но возник недостаток достоверной информации, а профессиональные журналисты всегда испытывали давление из-за своей позиции. Но все меняется. В период развития цифровых технологий влияние рычагов отрасли информации усилится. Кстати, именно для того, чтобы быть на чеку и в центре этих процессов – появился проект «Лига – СМИ».  Мы приглашаем в него любое СМИ, ведь и свою сферу интересов нам нужно отстаивать. 

Интервью провела Светлана Клепикова

Журнал «Служба PR» №1 (2018г)  Издательского дома «Панорама»

В рамках информационного партнерства журнала «Служба PR» Издательского дома «Панорама» и Российского сетевого издания «Первый национальный»

Еще на эту тему:Патриотическое воспитание и роль государства

Галина Додон, Первая леди Молдовы: «Мой дом – это центр моей Вселенной»

МИА «Россия сегодня» и как говорить о том, о чем другие молчат

Интернет-кино и независимый проект «Операция Миллениум»

История Светланы Плиевой: дело, которое по душе

Социальный журналист – профессия или призвание?

Культура СМАРТ-потребления: что это такое?

Ключевой момент работы пресс-службы Республики Крым – противодействие информационным угрозам

Патриотическое воспитание и роль государства

 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".


(c) 2010 - 2018 Российское сетевое издание «Первый национальный», ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).