Поиск по материалам:

Вернуться в поиск | События в мире | События в СНГ | События в России

ГлавнаяХроника событийСерия статей «Очевидец»


Ветеран ракетно-космической отрасли об уроках истории и реальности


Рубрика: Серия статей «Очевидец»

Автор публикации: Виктория Соцкова Найти все публикации автора

Опубликовано: 02/07/2018 20:24

Ветеран ракетно-космической отрасли об уроках истории и реальности

Владимир Николаевич Бранец принадлежит поколению советских инженеров и ученых, трудовой подвиг которых открыл новую страницу в истории человечества, он из тех, кто работал в команде выдающихся специалистов над созданием техники для освоения космического пространства.

В 1959г. он пришел после окончания института в НИИ-1, откуда начинал  С. П. Королев, и потом работал под его началом и под руководством выдающихся людей – соратников Сергея Павловича Королева: Б.В.Раушенбаха, Б.Е. Чертока, К.Д. Бушуева, Е.Н. Токаря и многих других энтузиастов, начавших создавать космическую технику. Последние его системы до сих пор работают на Международной космической станции, которая стала международным домом для космонавтов всего мира.

В  82 года  Владимир Николаевич также в строю – занимает пост заместителя генерального конструктора по науке в АО «Газпром-космические системы», участвует в общественной и научной жизни страны. Недавно опубликовал мемуары «Записки инженера». В его расписанном графике удалось найти «окно» и встретиться с Владимиром Николаевичем в Ярославле, куда он приехал, чтобы участвовать в торжественных мероприятиях, посвященных 55-летию полета первой в мире женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой.

Владимир Николаевич напрямую связан с праздником, ведь также с его участием стал возможен этот первый полет женщины в космос. Кроме того, Ярославль является его малой родиной: здесь он родился и закончил школу, поступил в Московский физико-технический институт, а дальнейшая его судьба уже была связана с развитием космонавтики.

Сегодня у россиян недостаточно информации о том, что происходит в космической отрасли страны, насколько она отвечает вызовам времени и запросам, насколько эффективно и грамотно управляется. Поэтому красной нитью в разговоре прошла именно эта тема, которую пока еще по инерции общественное мнение россиян относит к   национальным достижениям и в XXI веке.

– Владимир Николаевич, вы получили путевку в профессиональную жизнь у корифееев космической отрасли и вам посчастливилось работать с выдающимися инженерными умами. Ваш многолетний профессиональный опыт советского периода дополняет практику сегодняшнего дня и шагнувших вперед технологий.  Как вы считаете, что движет специалистами в этой области – политические интересы, научные потребности или практические интересы? Что случилось с нашей «Лунной программой»?

–  Чтобы понять сегодняшний день, лучше начать с истории. Как показывает опыт сложных технических разработок, а именно такими являются космические изделия, в удачно созданном проекте в полной мере сочетаются и практические, и научные, и политические интересы страны. Но для того, чтобы проект получился удачным, необходима полная слаженность всего огромного коллектива, который осуществляет эту разработку, точно так, как при исполнении сложной симфонии важно мастерство каждого музыканта в оркестре, включая дирижера. Инженеры – одиночки, изготавливающие ракету, или космический корабль встречаются только в фантастических романах. Более того, очень важно и большую роль в этом процессе играет руководство страны: ракетная и космическая техника (равно как и современная техника вооружений) – это весьма дорогостоящее мероприятие, требующее государственного подхода и системного видения событий.

После окончания второй мировой войны руководитель СССР И.В. Сталин в 1946г. выпускает ряд Постановлений правительства по организации разработок новейших видов вооружений, таких как реактивная авиация, радиолокация, электроника, зенитные и баллистические ракеты, не говоря об атомном оружии, работы по которому были начаты в ходе войны (1943г.). Перед страной была поставлена задача освоения новых современных технологий, по сути, это была вторая индустриализация, так необходимая государству. Был создан ряд научно-исследовательских и производственных предприятий, современных институтов для подготовки кадров, способных осуществить такого рода технологии и разработки, были назначены руководители всех разработок – энтузиасты из среды инженеров и научных работников, которым много давалось, но и много с них спрашивалось. 

–   По какому принципу шли назначения?

– Кадры отбирались достойные, т.к. школа у нас в то время была хорошая, а руководители предприятий получали много полномочий, и многие из них потом по делу стали называться главными конструкторами. Все они были исключительно из инженерной среды: Королев Сергей Павлович – занимался организацией производства ракетно-космической техники, Глушко Валентин Петрович –  ракетным двигателестроением и многие другие в различных направлениях техники.  Назначались руководители предприятий на все технологические этапы больших проектов – от ракеты, ракетного двигателя, до стартового комплекса и системы станций слежения.  Был системный и хорошо продуманный подход. Проблема, поставленная государством перед конструкторами и учеными, решалась комплексно во всех отраслях промышленности и по единой стратегии и оперативно.

Сейчас говорят, что СССР проиграл «холодную» войну. Что вы думаете об этом?

–Мы помним, как с 1948г. началась холодная война, как напряженно трудилась в это время наша страна. Но эту гонку вооружений страна не проиграла, паритет вооружений по всем его видам сложился к концу 60-70-х. В это время разработки главного конструктора баллистических ракет дальнего действия С.П. Королева оказались способными вывести на орбиту первый искусственный спутник Земли, а через четыре года и послать в космический полет первого человека. Так правильно и вовремя поставленные цели привели к успеху: СССР оказался первой страной, открывшей человечеству путь в космос.

Интересно, что буквально через несколько месяцев после запуска первого советского спутника, американское правительство создает агентство по перспективным исследованиям ARPA (февраль 1958г.). Далее решением конгресса создается государственная организация – Национальная администрация по аэронавтике и космосу НАСА (NASA, время основания - июль 1958г), которой поручаются все космические программы.

Примерно в это время С.П. Королев и президент Академии наук М.В. Келдыш пишут руководству страны предложение о создании в стране организации, отвечающей за космические разработки. Ответа не последовало. Королев сам начинает целый ряд новых космических программ по автоматическим аппаратам для исследования Луны, Марса и Венеры, по спутникам связи, и параллельно ведет работы по пилотируемым космическим кораблям. В 1960- 1962 годах он предлагает следующий шаг в развитии космической техники: новый тяжелый носитель Н-1 и новый транспортный корабль, который потом получит название «Союз». Но поддержки руководства страны он в это время не получил.

В Америке в 1961г президентом страны становится молодой сенатор от штата Массачусетс Дж. Ф. Кеннеди. Выдержка из его речи 7 октября 1957г.: «по всему миру начинает распространяться впечатление, что Советский Союз находится на подъеме, что он имеет четко определенные цели, что он знает, как можно достигать этих целей, что он идет вперед, а мы стоим. Это именно то, что мы обязаны преодолеть». Став президентом США, он поставил перед страной амбициозную задачу достижения лидерства в самых сложных технологиях. На запрос в НАСА: когда может быть реализован полет человека на Луну, он получает ответ – не в этом веке. Однако, за такую задачу берется молодой немецкий ракетчик Вернер фон Браун, автор первой ракеты дальнего действия ФАУ, который вместе с группой своих инженеров был вывезен в Америку после войны. Вот одно из выступлений президента США в Техасском университете: «Мы выбираем полет на Луну, мы выбираем цель достичь Луны в этом десятилетии, и мы должны много для этого сделать, не потому, что это просто, но потому, что все это трудно, потому что эта цель послужит организации и сосредоточению лучших инженеров и искусных специалистов, потому что суть этого вызова состоит в том, что мы хотим его принять, и мы не хотим его откладывать, потому что мы хотим победить в этом деле и других тоже.»

Полет на Луну был принят конгрессом США как национальная задача, и слова президента оказались пророческими: после успешного завершения этой программы Америка в последующие десятилетия стала действительным научно-техническим лидером всего мира.

А что в нашей стране? Партийный лидер Н.С. Хрущев решил сначала не заниматься Луной, его устраивали любые небольшие, но «победы» в космосе: по длительности полета, по групповым полетам, по первому выходу в открытый космос, для чего использовались первые пилотируемые корабли «Восток» и доработанные корабли «Восход». Однако, в Америке с 1961г. началась программа «Аполлон» – полета человека на Луну, началась разработка тяжелых ракет. После первого одноместного пилотируемого корабля «Меркурий», на котором американцы совершат первый трехвитковый полет в космос в 1962г., в 1965г.  полетел новый двухместный пилотируемый корабль «Джемини». Этот корабль мог уже маневрировать в космосе, и в программах полетов уже значилась отработка сближения, которому отводилось важное место в лунной программе. Постановление Правительства СССР о начале работ по Луне было принято в октябре 1964г. – на три года позднее начала работ в США, в этом же постановлении были установлены совершенно нереальные сроки, опережающие американские планы. К тому же необходимых материальных ресурсов на экспериментальную отработку предусмотрено не было, что совместно и определило негативные результаты первых пусков тяжелой РН Н-1, которые начались с 1969г.  Другими словами, целями у нашей лунной программы стали не технические, а политические приоритеты – сохранить любой ценой первенство в космосе.

 Средства на новый пилотируемый корабль, который был способен выполнять сближение, были выделены в конце 1965г.  Условий для полноценной работы создано не было, а физику, как известно, не обманешь. Неудачи, которые логичны на любом исследовательском пути, привели к тому, из-за спешки возникла системная неразбериха, как всегда стали искать виноватого, которым стал назначенный с 1966г. после смерти С.П. Королева его первый заместитель – В.П. Мишин. Многие, кто с ним работал, считали, что он был хорошим инженером, но на него давили обстоятельства, и многое делалось исходя из поставленных свыше сроков. Когда его сняли – это был 1974г., то место занял В.П. Глушко, который по своей сути был двигателистом, а не ракетчиком. Он закрыл нашу «Лунную программу». А все, что было наработано за годы, было просто выкинуто.

Надо сказать, что жизненные пути В.П. Глушко и С.П. Королева разошлись сразу же после полета Ю.А. Гагарина. Это известный факт, они не сошлись во мнениях какие двигатели должны быть использованы на большой ракете. Королев предлагал РД на жидком кислороде и керосине, имея ввиду последующий переход на жидкие кислород и водород, что кстати и было в программе американцев. В.П. Глушко в это время начал работы по большому двигателю на самовоспламеняющемся токсичном топливе для главного конструктора В.Н. Челомея – это будет потом РН «Протон», что тоже объяснимо: тогда для страны первичной была задача создания ракетно-ядерного щита и различные ракетные двигатели Глушко стояли, практически, на всех ракетных системах.

Тяжелая ракета-носитель В.П. Глушко РН «Энергия» полетит только в 1987г., на ней будут стоять ракетные двигатели, о которых мечтал С.П. Королев. Но потерянного времени вернуть еще никому не удавалось. Созданная ракета «Энергия» совершит два полета и в связи с распадом СССР больше использована не будет, она разделит судьбу королёвской РН Н-1. «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» –  гласит Евангелие...

Поэтому наша страна исследование Луны проводила только с помощью автоматических аппаратов.

В советское время молодежь зачитывалась фантастическими романами и грезила о профессии космонавта или «секретного» физика, который обязательно должен внести уникальный вклад в науку. Сегодня этот созидательный настрой ушел из приоритетов. Это тенденция мировая или это последствия смены парадигмы государственной системы?

– В нашем обществе сегодня отсутствует увлечение техническими специальностями. Это очевидно. Но дело не только в этом. Я считаю, что главное – у нас «сломалась» средняя школа. Нас учили смотреть вперед, присутствовали нравственные императивы во всем, учили развивать воображение, творческое начало, т.е. весь процесс обучения «затачивался» на развитие творческой личности. Сейчас возникает ощущение, что российских школьников учат быть исполнителями, т.е. готовят к обслуживанию купленных технологий, а не развивают человека для того, чтобы среди нас появлялись таланты, способные изобрести новые технологии. На мой взгляд в обществе сменились приоритеты, и это отразилось на всем, в том числе и на школе. К сожалению, правительство страны взяло «твердый курс» на реформы, в том числе и в образовании, не смотря на множественные протесты в общественных и научных кругах.

Вот, к примеру, ситуация, которая характеризует разный подход у нас и у США к возникающим в жизни неудачам. В 2003г. при посадке космического корабля «Columbia» произошла авария и погибли семь астронавтов. Что делает Дж. Буш-младший, президент США: он на следующий год принимает новую космическую программу, в которой полет на Луну и строительство базы на ней (программа «Созвездие»), экспедиция на Марс и т.д. Он говорит общественности об открытиях и новых проектах, которые должны привлечь талантливую молодежь к новым инновационным техническим разработкам. 

Сегодня уже другая эпоха инженерной культуры. Любая тема у американцев проходит широкое общественное обсуждение. Они приглашают экспертов, политиков, ученых со всего мира, чтобы рассмотреть вопросы со всех сторон. Они не гасят интерес к теме, а развивают его вопреки возникающим проблемам. Эти обсуждения показали, что пока нет технологий, способных осуществить полет на Марс. Следующий президент США Обама эту программу (полета на Луну и Марс) закрыл, но продвинутые разработки остались – летают автоматы, исследования Луны и Марса продолжаются.

У нас же ничего из того, что мы делали по нашей лунной программе, использовано не было. Кроме того, я не припомню таких обсуждений в нашей практике, все решения принимаются закрыто и безапелляционно.

–Что можно сказать о кадрах в отрасли?

– Мы в последнее время занимаемся копированием западных технологий в образовании. Вместо знаний школа занимается ребусами ЕГЭ. Как можно оценивать знания и способности усредненными шаблонами? Я сегодня далек от средней школы, но я читаю лекции студентам и вижу по ним, что уровень школьного образования падает, поэтому студенты в вузах многие не знают даже основ школьной математики.  Мы какие-то части зарубежных подходов взяли, а какие-то нет. И пожинаем плоды. Я бы вернулся к нашей старой школе, к классическим учебникам математики, физики, химии, обновленным, но с прежней основой существенно ближе к советской школе. 

  Был в вашей профессиональной жизни эпизод, когда видный политический деятель СССР – Дмитрий Федорович Устинов зашел к вам посмотреть на новую цифровую технику. Такое внимание представителей власти к реализации проектов тогда было нормой?

– Этот человек был из сталинской гвардии. Меня его приход поразил. Скорее всего, он хотел посмотреть, кто же там предлагает новые решения. Приход Устинова не прошел даром. Примерно, через год наше подразделение усилили кардами. Я хочу сказать о другом. Многое зависит от позиции руководства отрасли и сегодня необходимо привлекать и направлять молодые кадры туда, где осуществляются инновационные разработки, только там будет расти их квалификация.

Если говорить о роли Президента России, то я вижу, что он откликается на потребность новых прорывных разработок и на это выделяются средства. Слова правильные. Но дальше кто-то это должен осуществить! И проекты должны быть хорошие. Современная инженерная культура во всем мире ушла вперед. Нужны обсуждения в обществе и не ради проведения мероприятий, форумов и пр., а ради конкретных выводов и результатов, изучения темы специалистами со всех сторон, когда проекты станут значимыми и полезными стране. Экономика начнет развиваться, когда начнет реализовываться такие хорошо продуманные проекты – экономика и наука подстроится под то, что нужно, и что реально достижимо. Когда ставятся задачи, то и появляется заказчик, и появляются другие возможности.  Нужны серьезные инженерные продукты.

Многие думают, что бизнес будет финансировать новые разработки, но это ошибочное мнение. Что касается роли бизнеса во всем этом, то он может быть потребителем технологий, которые вследствие этого найдут широкое применение. А вот разработчик –  всегда государство.  Вспомним опять Дж. Кеннеди, который всегда говорил, что государство обязано найти и создать технологию, в которую затем будет применять бизнес, государство может и должно создать производственную инфраструктуру, которую далее будет совершенствовать бизнес. 

Вспомним, например, что Советский Союз создал для авиации Всесоюзный научно-исследовательский институт технологии лёгких и специальных сплавов и были серьезные мировые достижения в этой области. И ни в одной стране такого не было. А сейчас это ОАО «ВИЛС». Когда ушло государство из такой важной сферы, то всем плохо стало.

– Сейчас многие говорят о Илоне Маске и деятельности его компании. В 2016 году он объявил о полете на Марс, а в 2017г. -об идее замены самолетов на ракеты. Что вы думаете об этом?

– Это очень хороший, прежде всего, инженер, хотя он себя позиционирует как менеджер. У американцев менеджер – это высокий профессиональный уровень руководителя, он этому обучается, и должен доказать это в практических делах, а у нас – совсем другое понятие вкладывается. Маск взялся повторить создание ракет и собрал команду толковых инженеров, чтобы сделать ракету с более дешевыми технологиями производства.  Для своей ракеты он сделал новый ракетный двигатель. Он не побоялся, например, как бы пойти по пути Королева, проект ракеты Н-1 имел 26 двигателей на первой ступени. У «Фалькона-9» –  девять ракетных двигателей. Но он решил еще одну важную задачу –  посадил первую ступень, т.е. он ее вернул для повторного использования. Это колоссальное достижение, которое мог сделать только хороший инженер. 

Сейчас он раскручивает тему полета на Марс. На мой взгляд, это в чистом виде пиар, так же, как и полеты вместо самолетов на ракете. Наверное, это делается для каких-то его целей. Может, привлекает внимание всего мира. Но пока главное – он создал альтернативу космическому развитию и дал новые идеи.

      Здесь нельзя не сказать о роли НАСА в инициации такого движения. В 2006г. НАСА приняли программу привлечения частного бизнеса к программе Международной космической станции.  НАСА привлекла бизнес к космическим разработкам, выстроив программу развития. В ней участникам полагаются гранты за выполнение хорошо продуманных этапов разработки проекта, включая летную сертификацию. Но самый главный стимул состоит в том, что при удачном завершении всей разработки государство обязуется заказывать и оплачивать коммерческие услуги по доставке грузов и экипажей на МКС.

– А в России возможен такой альтернативный космос?

– В принципе возможен. Унас в стране сегодня много богатых людей, у которых достаточно средств это делать. Вопрос в их цивилизационном воспитании: на что они будут тратить свои деньги. На благо своей страны, совершенствование ее техники, промышленности и науки, или для собственного удовольствия –  покупать фешенебельные яхты, спорт-клубы и поместья за рубежом.

Маск миллиардер, у него были финансы. И запуски у него коммерческие, но он созидатель. НАСА делает ему заказы, для него полет на станцию стал большой целью. Сегодня НАСА продолжает поддерживать работы по новым коммерческим проектам, среди них есть проект многоразового самолета на 7 членов экипажа весом в 11,5т , для выведения на орбиту которого предполагается использовать известный и широко используемый РН «Атлас». То есть, американцы не останавливаются на достигнутом.

– Качественного научно-технического скачка в ХХ1 веке еще не случилось?

–Я являюсь скептиком и считаю, что повторять то, что было не имеет смысла. Нужны новые технические решения. Вот «Шаттл» – это новая идея. У нас таких идей нет. Ниши для этого везде есть и нужно только думать, искать. Здесь техника не такая простая и нужна серьезная проработка. Вот, например, как придумали американцы – в рамках МКС  встроили Маска и другие частные фирмы. Есть программа коммерческой доставки грузов на орбиту. Они пишут правила, если устаивает, то подписывается соглашение и вносятся предложения. И на эти предложения даются гранты. Если есть перспектива у идеи, то она будет реализована.

Сейчас они продолжают разрабатывать многоразовый самолетик и поддерживают это направление. У нас тоже была разработка «Клипер» – это многоцелевой пилотируемый многоразовый космический самолет, проектировавшийся еще в 2005-2006г. в РКК «Энергия». Но проекту не дали развиться и тему закрыли.

Почему?

– Глава Роскосмоса сказал, что это направление неправильное.

Он инженер?

– Он генерал.

– А было ли какое-то обсуждение с инженерных сообществом, с экспертами, общественностью?

– Не слышал об этом.

Получается, что сейчас уже необходимо перенимать опыт американцев, как управлять космической отраслью, чтобы не оказаться на задворках?

– Нужно четкое понимание технологических вызовов. А так – просто что-то делать, чтобы получать зарплату – путь в никуда. 

–Расскажите о своих впечатлениях от празднования юбилея полета в космос первой женщины-космонавта?

– Нам повезло, что мы были первыми и это уже история на века. Полетел Юрий Алексеевич Гагарин, полетела Валентина Владимировна Терешкова. Это наша гордость была за страну и ее достижения. Мне было приятно быть в числе гостей мероприятия. Программа была насыщенной. 

Советская власть давала шанс на личностную и профессиональную реализацию?

– Отвечу простым примером. Когда в 1953г. мы заканчивали 10-й класс, то были настоящими патриотами, гордились державой, и собирались идти учиться туда, где больше всего можно принести пользу народу и стране. Мы не боялись трудностей, и все это было серьезно. Еще несколько поколений молодых людей рассуждали также. С одноклассником Германом Мироновым поехали в самый сложный вуз – это Московский физико-технический институт. Он что-то поспорил с преподавателем и вернулся в Ярославль, но я знаю, что он с отличием закончил институт и внес большой вклад в развитие промышленности региона, он реализовал себя. Если сейчас провести эксперимент и спросить нынешних выпускников школ, куда они собираются идти учиться, какие специальности хотят получить, то вряд ли они будут делать свой выбор по тем критериям, какие выбирали мы.

Да, сегодня социальный лифт не гарантирован успешными знаниями и мотивации другие.

– У нас система может поменяться тогда, когда честный человек сможет быть услышан «верхами».  Об этом я написал в своей книге «Записки инженера». Возможно, что такое время наступило, и мы вернем свои позиции в технологической индустрии. Есть талантливая молодежь, и нужно помогать состояться таким способным людям. Это, на мой взгляд, задача государства.

Большое спасибо за интервью. Нашим читателям очень интересно мнение о сегодняшнем дне очевидцев исторических событий, людей эпохи. Редакция убеждена, что без веского мнения таких уважаемых людей и опытных специалистов, а также без переосмысления стратегии развития, например, космической отрасли никаких технологий сегодня в России под управлением нынешних менеджеров не создать.

Беседовала Виктория Соцкова

Фото Виктории Соцковой, Татьяны Константиновой. из архива  В.Н.Бранец

На фото:16.05.2018.Левицкая Н.В., директор Ярославского государственного архитектурного и художественного музея-заповедника, принимает в дар спутник «Ямал» для экспозиции музея «Космос»

 Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему: 

55-летие со дня полета в космос первой женщины-космонавта Валентины Терешковой 

В. И. Огурцову, ветерану авиаполка «Нормандия-Неман», вручена Золотая медаль «Ренессанс Франсез»

Частная инициатива Сергея Дыбова, французского подданного, бывшего советского гражданина

День Победы-2014 В.И.Огурцова, авиамеханика эскадрильи «Нормандия-Неман»

Поэт Иван Смирнов: «…Я родился в Пошехонье. Без него и я – не я»

Иван Смирнов, ярославский фронтовик-поэт. Всегда будем помнить.

Жемчужина столицы Золотого кольца – гарнизонный храм Архангела Михаила

Олег Отрошко,художник из казачьего рода: аллегории и реализм

Простая история про любовь гимназиста

Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики

91-летний Александр Сухарев снова в строю

Флотоводец Федор Ушаков и проблемы сохранения памяти в общественном сознании

Целина в жизни «детей войны»

Смирновы России и дети из Кыргызстана - сотворчество близких по духу

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".


(c) 2010 - 2018 Российское сетевое издание «Первый национальный», ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).